Основные виды каденций
С гармонической точки зрения все каденции разделяются на две основные функциональные группы: 1) каденции, заключающиеся устойчивым аккордом,—Т и 2) каденции, заключающиеся неустойчивой гармонией,—D или S.
Устойчивые каденции в свою очередь имеют три следующие разновидности: 1) автентические, 2) плагальные и З) полные (как разновидность автентических).
Автентическими каденциями называются гармонические обороты D—Т в конце предложения или периода:
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg47-2.jpg
Плагальными каденциями называются гармонические
обороты S—Т в конце предложения или периода:
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg48-1.jpg
Полными каденциями называются гармонические обороты с аккордами обеих неустойчивых функций в конце предложения или периода, а именно S—D—Т:
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg48-2.jpg
Каденции, заканчивающиеся аккордами неустойчивых функций (D или S), называются половинными и могут быть разделены еще на следующие две группы:
1) половинные автентические, заключающие первое предложение доминантовой гармонией (см. пример 88, стр. 46);
2) половинные плагальные, заключающие первое предложение субдоминантовой гармонией:
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg48-3.jpg
Автентические каденции для заключения периода являются безусловно преобладающей нормой в музыке целого ряда эпох и стилей. Плагальные же каденции в конце периода имеют меньшее значение и место. Они первоначально появились в практике не как самостоятельные обороты, а как дополнительные заключения, вводимые после автентического заключения периода или для расширения его масштаба, или же для более полного закрепления тональности (тоники). Даем примерную схему такого периода:
1-е предложение                        2-е предложение + дополнительная плагальная каденция
(4 такта)                                      (4 такта)                          (2 такта)
                                                                                        \(десятитактовый период)
Если основная автентическая каденция вводится ранее обычного окончания квадратного периода (например, в 7-м такте), то плагальная каденция в этом случае только дополняет (выравнивает) построение до полной равнодлительности его структуры (то есть до полных восьми тактов. См., например, первый период в «Похоронном марше» из III симфонии Л. Бетховена)
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg49-1.jpg
В западной послеклассической и особенно в русской музыке плагальные каденции заняли относительно большее место и приобрели большую самостоятельность, частично заменив собой и автентические (см. различные плагальные обороты и каденции в «Деревне» М. Мусоргского; в Песне Варяжского гостя из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова; в романсах «Ночи безумные», «Он так меня любил» П. Чайковского; в обработке русской песни «Рай, середи двора» А Лядова; в романсе «На старом кургане» В. Калинникова; в главной партии V симфонии (ч. I) и романсе «Подвиг» П. Чайковского, начало):
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg49-2.jpg
Предложения периода могут быть неравнодлительными не только благодаря дополнительной плагальной каденции, но и за счет общего музыкального развития; например, первое предложение — 4 такта, второе — целый шеститакт (см., например, подобный 10-тактовый период в сонате В. А. Моцарта Соль мажор):
http://www.music-garmonia.ru/images/stories/pg50-1.jpg
Половинные автентические каденции имеют значительное преобладание над половинными плагальными, что естественно связывается с ролью и особенностями доминанты.