Аккорды, в частности трезвучия, могут быть соединены гармонически или мелодически.
Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе.
Примечание При терцовом соотношении трезвучий в гармоническом соединении на месте остаются обычно оба звука.
Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинтового соотношения сводится к следующему: после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук оставляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в параллельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте — вниз.
В результате получается правильно расположенный аккорд, с удвоением основного звука. При этом второй аккорд располагается так же, как и первый, то есть тоже тесно или тоже широко:
Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте — даже при наличии общего звука.
Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношения сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении Т — D, D —Т, Т —S, S —Т на кварту, а не на квинту; при соединении S — D — на секунду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противоположно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.
В результате получается правильно расположенный аккорд, с удвоением основного звука. Расположение, как и при гармоническом соединении, не меняется:
Примечание. При мелодическом соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения (Т — D, D —Т, Т — S, S — Т) изредка встречается ведение баса на квинту, а не на кварту. Тогда остальные голоса идут без скачков в том же направлении, то есть так, как они шли бы и при квартовом шаге баса
Этот прием является исключением, и его можно применять лишь в случаях крайней необходимости Вообще же ведение всех четырех голосов в одном направлении (то есть общее прямое движение) считается нежелательным.